Воспитание детей сказкой

Все дети очень любят сказки. Завораживающий рассказ уводит ребенка в мир его фантазий. И в тоже время – это первое литературное произведение, с которым он знакомится, еще не осознавая этого факта. Сказки очень удобны для воспитательного процесса детского миропонимания, их можно выбирать по возрастам и «прочтениям». Когда ребенку двух лет мама рассказывает «Курочку Рябу» – это можно назвать первым уровнем. Ребенок не понимает ее подтекста, но знакомится с «ситуацией». А потом, подрастая, он начинает вникать в суть самой сказки и задавать вопросы, касающиеся ее философского подтекста. Можно подобрать сказки и к характеру ребенка. Если он легко возбудим и активен, то ему скорее подойдут сказки спокойные, не вызывающие отрицательных эмоций, без описания плохих поступков и отрицательных чувств. Спокойным детям можно рассказать сказки о борьбе добра и зла.

Воспитание детей сказкой

А каково вообще значение сказок в воспитании, зачем их использовать? Развивающие сказки, конечно же, прежде всего, учат добру и отзывчивости, смелости и честности. И задача самого «сказания» научить ребенка чему-либо, применяя иносказательную форму, а не прямую нотацию, которая, кстати, обычно бывает совершенно бесполезна. А если говорить о некоторых сказках, то их можно использовать и в качестве терапии. В этом случае речь идет о сказкотерапии.

Старший дошкольный возраст – это период, когда сказка приобретает очень большое значение в воспитании. Ребенок уже умеет устанавливать причинно-следственные связи, он может следить за развитием сюжета в длинных сказках, имеющих богатое содержание. Эти произведения можно читать ребенку или с ребенком достаточно продолжительное время, и они не только воспитывают. Они развивают речь дошкольника, помогают в систематизации мышления, концентрируют внимание и развивают память. В этот период уже не так часто ребенку читают русские народные сказки. Но зато актуальными становятся авторские, написанные писателями.

Воспитание детей сказкой очень хорошо проводить в старшем дошкольном возрасте на сказочных произведениях Толстого, примером может послужить «Золотой ключик или приключения Буратино». Или еще один очень хороший вариант знакомства ребенка с русской литературой – это стихотворные сказки. Здесь, безусловно, первое место принадлежит произведениям А.С.Пушкина. Весь спектр человеческих отношений, понятия о добре и зле, любви и ненависти ребенок может осознать, если познакомится, например, с произведением «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сказки как средство воспитания имеют нравственную силу. Справедливость, которая торжествует в ней, показывает ребенку, как нужно поступать, чтобы добро восторжествовало. Она помогает развитию оценочных суждений у ребенка, показывает, что только положительные активные действия ведут к успеху, победе, торжеству правды. Опыт многих поколений, заключенный в сказаниях, позволяет показать ребенку, что учиться лучше не на собственных ошибках, а на чужом опыте. И если не знаешь, как поступить, всегда можно найти пример для решения в сказочном мире.

Но понимание сказки и ее примера для жизни невозможно без участия взрослого. Ребенку нужно не просто прочитать произведение, нужно обсудить с ним, о чем в нем говорится. Как ведут себя герои? Кто прав, а кто поступает плохо? Только в результате совместной «работы» по прочтению ребенок будет осознавать «подтекст» содержания, а не только саму сказочную сюжетную линию. Важным фактором в данном вопросе является и время, которое проводят родители с ребенком и их внимание к нему, и взаимодействие при обсуждении важных жизненных вопросов.

Книга, прочитанная детьми вместе с родителями – это не только источник знаний, это еще и фактор, сближающий их.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.