Старший дошкольный возраст

Ваш дошкольник уже «совсем взрослый», ему целых шесть лет! Он уже многое умеет и знает, существенно изменяются и отношения между детьми. Ребенок, достигнув возраста шести лет, уже понимает, что такое дружба и может строить свои отношения с выбранными им детьми на постоянной, устойчивой основе. К концу дошкольного возраста дети приобретают способность дружить, при этом дружба имеет избирательный характер: своим друзьям они оказывают предпочтение. В это же время возникают и первые ссоры при рассмотрении вопросов, кто с кем дружит.

Старший дошкольный возраст

В этот период начинает складываться деловая форма общения между дошкольниками. Для детей все еще очень большое значение имеют общие дела, игры, однако начинает просматриваться общение, не включающее в себя практические действия. Например, дошкольники могут просто долго разговаривать между собой. Им есть чем поделиться со своими сверстниками, и они с удовольствием это делают. Шести-семилетние дети готовы рассказать своим товарищам, где они путешествовали и что при этом видели. Это уже можно назвать «взрослым общением», понятным старшим и не связанным с игрой или игрушками.

Дети вовлекаются эмоционально в ситуации, происходящие с их друзьями, появляется готовность помочь товарищу. Они внимательно наблюдают за действиями сверстников. Шестилетки способны давать оценки поступкам, которые совершают их партнеры. Общение с одногодками происходит в этот период вне ситуации, которая сложилась в данный момент. Также в их взаимодействии появляется личное обращение к другому ребенку для выяснения его интересов. Происходит формирование личностного отношения между сверстниками. Они готовы защитить своего друга в случае необходимости и не только в общении с другими детьми, но и в решении споров со взрослыми.

При всем этом конкуренция и соревновательность остаются весьма актуальными в их взаимодействии. В этот период взрослые должны внимательно наблюдать за ребенком, чтобы осознание себя личностью и понимание того, что его друг так же, как и он достоин уважения, переросло в нормальное понимание личностных отношений. В противном случае у ребенка может сложиться эгоистическое понимание своего места в социуме и конкурентное отношение к окружающим детям. Формирование и закрепление негативных моментов в общении с окружающими их людьми может иметь для ребенка неприятные моральные последствия на протяжении дальнейшей жизни. Поэтому так важна роль родителей в определении и преодолении проблем межличностных взаимодействий старшего дошкольника. Взаимоотношения между детьми должны контролироваться взрослыми, чтобы не допустить появления устойчивого конфликта между ними, иначе возникшая изоляция может привести к чувству одиночества. Подобные отрицательные переживания являются достаточно тяжелыми и для взрослого человека, а для ребенка могут стать источником больших психологических проблем.

Старший дошкольный возраст предполагает стремление ребенка к демонстрации своих достоинств, привлечению внимания. Оценка со стороны партнеров очень важна, ребенок ждет признания, одобрения и восхищения своими возможностями. Пробуя себя в разных видах деятельности, ребенок учится коммуникации. Он начинает согласовывать свои потребности с интересами других людей, обучается поиску выхода их спорных ситуаций. При всей неустойчивости поведения и нестабильности выдержки, ребенок постепенно накапливает моральный опыт в общении, как со сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми.

Безусловно, каждый ребенок индивидуален и общие закономерности развития не могут определить все разнообразие вариантов и характеров. Но родители должны помочь своему ребенку пережить его переживания и стать для него главными друзьями, с которыми он сможет поделиться всеми своими бедами.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.