Психическое здоровье ребенка

В дошкольном возрасте ребенок все еще очень сильно зависит от взрослого, хотя он уже может совершать самостоятельные и независимые действия. Поэтому благополучное развитие в этот период и становление личности ребенка во многом связано с его взаимоотношениями со взрослыми. Общаясь со старшим поколением, ребенок осознает критерии самооценки, как самого себя, так и окружающих. Начинает понимать, что существует несколько точек зрения, и его не всегда правильная. Взаимодействуя с взрослыми, он учится ориентироваться на других, в том числе и в вопросах необходимости собственного признания как личности.

Психическое здоровье ребенка

Период от трех до шести лет – это время когда личность ребенка фактически формируется вместе с самосознанием и мироощущением. Прохождение этих процессов обусловлено особенностями психического развития детей: у ребенка формируются новые функции психики. Очень важными в списке являются мышление и память ребенка. Он учится определять связь между общими понятиями и представлениями, которых он не имел в личном опыте, в отличие от предыдущего периода, когда все его действия были связаны с конкретной ситуацией. Это позволяет ребенку развиваться в новых для него видах деятельности: игровой, изобразительной и конструктивной. На этом этапе ребенок уже может сначала мысленно определить желаемые действия, а потом приступить к их выполнению. Развивая процессы мышления, ребенок развивает речь: значительно увеличивается его словарный запас, правильным становится грамматический строй речи. Он способен рассуждать об отвлеченных понятиях.

Роль взрослого в процессе развития психики и ее здоровья у дошкольника переоценить трудно. Отношение взрослого к ребенку отражается на его поведении, если он не уверен в хорошем отношении к себе или наблюдает по отношению к себе негативную оценку, то он отреагирует тревогой или агрессией. А в варианте продолжения таких ситуаций у ребенка возникает стойкое ощущение своего эмоционального неблагополучия. Если взрослый авторитарен по отношению к ребенку, у дошкольника не может проявиться неординарность, у него подавляется чувство собственного достоинства, что в итоге отрицательно сказывается на становлении его личности.

Точно также отрицательным фактором является формальное отношение к ребенку, когда у взрослого и дошкольника нет душевной близости. Это тормозит развитие эмоциональной сферы ребенка. Отрицательное воздействие имеет гиперсоциализирующий вариант, когда родители слишком мнительно относятся к здоровью, успехам, статусу дошкольника и очень озадачены вопросами его будущего. Также никак нельзя назвать положительным чрезмерное внимание к личности ребенка, его «обожествление» в семье. Взаимодействие родителей, как главных взрослых в жизни ребенка, и дошкольника закладывает основы его психического здоровья или, наоборот, нездоровья.

Когда ребенок воспитывается в демократическом стиле, который предполагает тесное, внимательное и благожелательное общение, его психика стабильна, он уверен в себе и умеет общаться. Если ребенок постоянно контролируется взрослыми, которые из «благих» побуждений ограничивают его в деятельности, но при этом поясняют, почему они это делают, ребенок растет послушным, но нерешительным. В любом из этих вариантов или при их сочетании ребенок растет психически здоровым.

В случаях, когда среда, в которой воспитывается дошкольник, является неблагоприятной, у него может развиться такое заболевание как невроз. Сопровождающие это заболевание постоянное беспокойство и эмоциональная неустойчивость, в конечном итоге, приводят к вегетососудистым и соматическим состояниям, ослабляя весь организм ребенка.

Дошкольный период в жизни ребенка «обозначен» его привязанностью к родителям. Любовь, уважение и признание с их стороны позволяют дошкольнику расти здоровым.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.