Отношения детей с задержкой психического развития

Все чаще в последнее время родители слышат, что у их ребёнка диагностируется задержка психического развития. По данным наблюдений таких детей насчитывается до 20 % от общего числа. Такие ребятки не имеют отсталости в умственных способностях, у них нет других серьёзных нарушений, у них не наблюдается педагогической запущенности. О задержке говорят в том случае, когда центральная нервная система ребёнка имеет недостаточность в функциональной или органической частях, но выражена она слабо. Это дети, которые по каким-либо причинам страдают от ранних неврозов или их развитие идёт »заторможено». Поскольку личное становление детей сказывается на формировании их межличностных отношений, им требуется психолого-педагогическая помощь.

Отношения детей с задержкой психического развития

Отношения ребёнка, имеющего задержку психического развития, отличаются качественным своеобразием. Это проявляется и во взаимодействии со взрослыми, и с ровесниками. Особенностью является то, что, даже достигнув старшего дошкольного возраста, они продолжают акцентироваться на игровой деятельности, и практически не испытывают потребности в познавательной. Поэтому они получают неполную или искаженную информацию об окружающем их мире. К тому же эти дошкольники не проявляют большой заинтересованности в речевом общении, она ниже, чем у их сверстников. Такие дети испытывают затруднения при необходимости понять сложные инструкции. Они не могут без помощи старших играть с ровесниками в предложенную ими или задуманную игру. Им сложно это сделать, так как они имеют слабую волю и эмоционально неустойчивы, импульсивны. Также у них может наблюдаться вялость и апатия. Их деятельность недостаточно целенаправлена, они легко отвлекаются или, наоборот, для них затруднительно переключиться с одного действия на другое. У ребенка может страдать техника движений, быстрота и ловкость, сила и координация могут быть не так хорошо развиты, как у других дошкольников. В результате, они мало общаются со сверстниками в процессе игры, не готовы поддерживать долго игровое общение и коллективная игра »не клеится», часто участвуют в конфликтах. Коммуникативная сфера у них страдает. Такие дети не могут относиться с »эмоциональной теплотой» к одногодкам, в сфере социальных эмоций дошкольники также испытывают затруднения. Все это осложняет их общение с другими детьми.

Но не только общение с ровесниками вызывает вопросы, эти же черты могут проявляться и в отношениях со взрослыми. Нарушение эмоционального контакта со старшими, близкими ребенку, людьми не является редкостью в данном случае. Дети с задержкой не способны стабильно выполнять требования дисциплины. Нравственно-этические нормы в поведении требуют дополнительно проработки в воспитании ребёнка, так как он в них ориентируется слабо. Он не может соотносить своё поведение с теми правилами, которые он узнал и должен был усвоить. Сложности с поведением возникают при попытках его волевой регуляции.

Родители дошкольника иногда неточно оценивают его состояние, считая его очень развитым. Действительно у него может быть хорошо развита механическая память, стремление к рассуждениям. Но в том случае, если у ребенка определяется задержка в психическом развитии, стоит обратить внимание на его социальную адаптацию. В данном случае детям в большей степени требуется общение со взрослыми, которые смогут обеспечить любовь, тепло отношений, понимание. Демонстрируя такое отношение к малышу, взрослый вызывает потребность у него ответить взаимностью. Кроме этого, ребёнок удовлетворяет свою потребность в чувстве безопасности. Он проникается уверенностью, что старшие обеспечат ему защиту. Если ребёнок попадает в неблагоприятные условия, связанные с семейными отношениями, то эта ситуация может усугубить задержку в развитии ребёнка.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.