Особенности взаимоотношений дошкольников

Ваш ребенок и окружающие его дети, их общение и взаимоотношения – это часто встающие перед взрослым вопросы. Перейдя в возраст дошкольника, малыш меняется очень сильно, и не менее заметно меняются его взаимоотношения с окружением. При этом его игры со сверстниками и общение со старшими значительно отличаются. Если понаблюдать за взаимодействием ребенка и взрослого, можно заметить, что все происходит достаточно спокойно, дошкольник не проявляет больших эмоций и чувства выказывает достаточно спокойно. Здесь постоянно подспудно присутствуют определенные нормы и правила поведения, которые «навязываются» взрослыми. Постепенно все контакты дошкольника будут переходить в подчинение общим правилам поведения, но до окончания дошкольного периода будут сохраняться значительные особенности детского общения.

Особенности взаимоотношений дошкольников

С началом дошкольного периода для ребенка приоритетным становится именно общение со своими сверстниками. Если сравнить игры детей до 3 лет и позднее, то можно заметить, что малыши играют в основном сами с собой или со взрослыми, а «связующим звеном» между детьми являются родители. Навыки общения у детей активно развиваются в самых различных ситуациях, их начинает притягивать друг к другу как магнитом. В процессе общения дети начинают решать множественные задачи: это и совместная игра, и попытки представить собственные образцы действий, за которыми устанавливается контроль со стороны предлагающего, а также постоянное оценивание и сравнение себя с другими в различных моментах. Дошкольники в игре учатся решать коммуникативные вопросы, они учатся требовать и приказывать, доказывать и спорить, и даже обманывать.

Общение дошкольников со сверстниками учит ребенка индивидуальности и ее проявлению в обществе. Пока его общение весьма эмоционально, если это, например, радость, то бурная: резкие интонации, громкий смех и «дикий» крик. Здесь нет никакой регламентации, действия дошкольников могут быть абсолютно нестандартны и неожиданны. Они могут кривляться, передразнивая друг друга, придумывать новые слова и рассказывать небылицы, уверяя, что все сказанное «чистая правда». Подобная свобода поведения может вывести из себя взрослого. Старшие, наблюдая за играми дошкольников, стараются пресечь подобные проявления эмоций, но такая «свобода» очень важна для развития детей. В обществе сверстников ребенок проявляет свою оригинальность, ровесники дают возможность дошкольнику выявить индивидуальность. Экспрессивность в этом общении превышает ее проявление во взаимодействии со взрослыми до десяти раз. И одобряет ребенок этого периода своих сверстников значительно чаще, чем взрослого, но и в конфликт также вступает значительно чаще. Ответственность стоит в данном случае на втором плане, на первый выходит инициатива.

Для дошкольника приоритетным является его собственное мнение или действие, поэтому игра или общение может и не сложиться, если у других понимание ситуации отличается. Такая несогласованность может встать на пути коммуникации, отсюда и часто вспыхивающие конфликты, и появляющиеся обиды. В тоже время ребенок прекрасно понимает, что ему интересно общение именно с детьми, а не со взрослыми. Такое положение вещей будет сохраняться до окончания дошкольного периода. Очень важный момент – приоритетная важность инициативы ребенка над ответными действиями «партнеров». В более взрослом возрасте ребенок научится вниманию по отношению к ровесникам, он научится «слушать и слышать», отвечать на предложения других детей. Пока же он не обладает подобными способностями. Дошкольник не умеет вести диалог, чужие инициативы ему «неинтересны». Каждый из дошкольников занят своим монологом, но это очень важный период в коммуникации. Таким образом происходит социальное развитие детей.

Развитие общения у детей в дошкольный период проходит долгий путь развития.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.