Общение младших дошкольников

Начало четвертого года жизни ребенка обозначает новый качественный этап в его развитии: он вступает в дошкольное детство. В возрасте трех-четырех лет малыш переживает первый из периодов «дошкольничества», это время когда ребенок начинает «отделять» себя от взрослых и пытается определиться со своим «Я». Он постепенно изменяет отношение к своему окружению. Раннее детство было связано с миром, в котором главное место отводилось предметам, а теперь главные стремления направлены на осознание мира людей, взаимодействия с ним. Начинается процесс «познания» социальной действительности, открытие «сообществ» взрослых и сверстников. Пристальное внимание ребенка теперь обращено на окружающих его людей, их дела, поведение, взаимоотношения между собой. Изучая этот «жизненный пласт», младший дошкольник начинает осознавать взаимоотношения и подражать им.

Общение младших дошкольников

В жизни ребенка появляется новая деятельность – ролевая игра. Коммуникативное поведение младшего дошкольника усложняется, ребенок начинает стремиться к самостоятельности и гордиться своими достижениями. У малыша, подражающего старшим, появляется желание стать взрослым, он стремится все делать и говорить как взрослый. Играя, ребенок старается осознать и воспроизвести первые взаимоотношения, которые начинает осознавать. Взаимодействия со старшими определяются интересами ежедневной бытовой жизни и игры. Роль взрослого человека в начале этого периода имеет приоритетное значение, как и «деловое» общение, а чуть позже возрастает потребность познания в игре.

Общение в дошкольном возрасте не ограничивается для ребенка рамками семьи. Теперь наряду с самыми близкими родственниками для него значимыми становятся сверстники и другие дети. И если в начале младшего дошкольного периода это еще не проявляется явно, то по мере взросления малыш все больше стремится к общению и контактам с детьми. Он «определяет» для себя новый объект для взаимодействия и партнерства – своего сверстника. Именно другие дети вызывают у дошкольника чувство заинтересованности и новые эмоции: радость, стеснение и так далее. В ранний период это еще непродолжительные контакты, которые возникают эпизодически, но уже просматривается стремление делать что-то совместно с другими детьми. Речь в это время имеет значение «фиксатора» содержания совершаемых действий. Малыш таким способом сообщает сотоварищу, что он сделал. Также начинает развиваться способность к диалогу, обычно это вопросы, обращенные к другу или сообщения о себе. Кроме того, наблюдаются высказывания-побуждения, например, просьбы или приказы. Большое значение в общении детей отводится неречевым средствам: мимике и жестам.

Эмоционально-практическое общение проявляется в интересе к появившемуся в поле зрения другому малышу и его действиям, а также и попытками привлечь внимание к себе, «показать себя» и увидеть ответную реакцию. Ребенок может начать подражать своим сверстникам. В тоже время можно наблюдать ситуативное общение. К примеру, спокойно играющие вместе дети могут очень быстро превратиться в «непримиримых врагов», если в их поле зрения появится предмет или игрушка, которая будет интересна всем. Все они моментально переключатся с игры на этот предмет и постараются стать его обладателем. Таким образом, происходит трансформация общения между сверстниками. Стремление к обладанию игрушкой или нежелание поделиться своей, характерно для младшего дошкольного возраста, нормальное общение предполагается только при отсутствии отвлекающих предметов. Ребенок может либо общаться со сверстником, либо играть с игрушкой. Младший дошкольник безразличен к успеху другого ребенка,его не интересует настроение сверстника, но присутствие другого малыша способствует проявлению активности и эмоциональности.

Задача взрослых в этот период помочь ребенку наладить отношения со сверстниками, подчеркивая их общность.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.