Общаются дети «пятилетки»

В середине дошкольного возраста, в который переходят малыши, переступив порог четырех лет, межличностные отношения детей усложняются. Родители могут даже не подозревать, какие бурные эмоции и изменения во взаимоотношениях переживает их ребенок, поэтому они могут не особенно заострять внимание на детской дружбе, ссорах и обидах. Однако конфликтность и напряженные эмоции в отношениях дошкольников намного выше, чем у взрослых. Это их первый опыт взаимодействия в социальной среде и на нем строится тот фундамент, который впоследствии ляжет в основу личностного развития ребенка. Чтобы этот период стал в дальнейшем основой положительного отношения ребенка к другим, окружающему миру и, в итоге, правильного понимания своей роли, родители должны помочь ребенку на самом раннем этапе.

Общаются дети "пятилетки"

Период перелома во взаимодействиях с товарищами выпадает как раз на четырех-пятилетний возраст. Ребенок начинает осознавать притягательность взаимодействия со сверстниками. Теперь он сознательно стремится к игре и общению с партнерами, сменив приоритет с занятий со взрослыми или в одиночку. Главное место теперь отводится совместному делу – игре. Если раньше она представляла «сосуществование» рядом, но не вместе, то теперь дети учатся согласованию своих действий между собой для достижения совместного результата, и это уже называется сотрудничеством. Оно является основным в общении детей, достигших четырехлетнего возраста. Если родители замечают, что ребенок после его достижения в игре ограничивается беготней, значит, они должны обратить внимание на социально-коммуникативное развитие дошкольника.

Этот этап развития характеризуется также потребностью детей быть признанными в среде сверстников, они стремятся к уважению среди других. Привлечь к себе внимание становится одной из задач, стоящих перед ребенком. По мимике, жестам он «читает» как к нему относятся партнеры по игре. Дошкольник может продемонстрировать обиду в случае невнимания к нему или высказанное неудовольствие. Это время, когда в среде детей возникает конкуренция и соревнование. Ребенок начинает наблюдать за действиями сверстников и оценивать их, проявлять пристальный интерес к успехам своих товарищей. Ревниво контролируя успехи других, дошкольник стремится продемонстрировать свои преимущества, а вот промахи и неудачи старается скрыть. Оценка своих действий становится важной для ребенка, как со стороны сверстников, так и взрослых. Если другие дети выявляют более хорошие способности в каком-либо важном для ребенка деле, это может вызвать у него огорчение, а неудача партнера вполне может вызвать нескрываемую радость. Следствием этого становится возрастающее число конфликтов между детьми, где открыто проявляются такие эмоции, как обида или ревность, или зависть. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок дистанцирует себя и составляет свое собственное мнение о своих способностях и достоинствах. В раннем дошкольном возрасте он сравнивал себя с другими для того, чтобы найти общность. Теперь же целью сравнения является противопоставление себя, так он выясняет те достоинства его личности, которые должны быть положительно оценены окружающими.

Чтобы помочь ребенку благополучно миновать негативные возрастные особенности периода, взрослые должны поддержать его в совместной игре со сверстниками и нормальном общении с товарищами. Дети непременно научатся контактировать с товарищами, определять роли, если они умеют и любят играть. Родители, поддерживая и обучая ребенка, помогают решению вопроса о том, чтобы хорошая игра стала для дошкольника более важной, чем похвала и акцентирование внимания на собственных успехах. И в итоге, избежать негативных моментов в воспитании.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.