Нравственные нормы в отношениях дошкольников

Дошкольный возраст – это период, когда в жизни ребёнка складываются условия для нравственного развития. Именно сейчас система его отношений со старшими и одногодками перестраивается. Возникает деятельность, которая носит теперь совместный характер со сверстниками, и она постоянно усложняется. Сравнивая себя со взрослыми и присматриваясь к их поведению, дошкольник начинает вычленять систему отношений и, таким образом, определяет для себя правила поведения в обществе. Играя, малыш использует модель поведения старших и применяет практические навыки соответствия нормам, принятым в обществе. Знание морали, суждения и представления становятся »тремя китами» его нравственного развития. Ребёнок учится в общении добровольному следованию моральным нормам, даже в тех случаях, когда их нарушение могло принести ему определённые выгоды. Интерес к нуждам других, сочувствие, чувство вины и другие критерии начинают присутствовать в его отношениях с окружающими.

Нравственные нормы в отношениях дошкольников

Дошкольник проходит несколько этапов на этом пути. Сначала для него важным является факт возможного наказания: »Узнают – накажут». В пять-семь лет ребёнок уже осознает смысл нравственных норм и понимает их роль в отношениях людей: »Маленьким нужно помогать, их нельзя обижать, они слабее». Старший дошкольник понимает и принимает чужие интересы. Это видно в речи ребёнка, он может давать оценки сверстникам, исходя из своего опыта, сочетая их с конкретной ситуацией. Например, охарактеризовать другого ребёнка как доброго или драчуна. Имея возможность наблюдать выполнение или нарушение правил, ребёнок получает возможность понять их и применить к себе. Дошкольник уже готов определить хорошо или плохо то, что случилось. Однако его не устраивают ситуации неопределенности, его мир делится на хороших и плохих. Он, однозначно, всегда на стороне положительных примеров. Если прочитать ребёнку сказку, то в 3-4 года малыш просто оценит поведение героев, как хорошее или плохое, но объяснить, почему так считает, не сможет.

После четырёх лет дошкольник уже может сопереживать и оценивать поступки героев. Старшие дошкольники уже могут осознавать смысл, заложенный в сказку. Отрицательные примеры поступков героев вызывает резкий протест и возмущение, ребенок осознанно принимает добрую сторону. К периоду старшего школьного возраста ребёнок формирует своё обобщенное представление о дружбе и взаимопомощи, доброте и преданности. Ребёнок пытается в жизни поступать нравственно, разрешать конфликтные ситуации с учётом интересов других людей. Но следует учитывать, что эта способность появляется у него не сразу. Сначала нормы выполняются по требованию взрослого, и в его отсутствие легко нарушаются. При этом ребёнок отрицательно оценивает такие поступки, но к себе эту оценку не относит. Поняв норму, малыш сначала начинает следить за правильностью исполнения ее другими. Самооценка начинает играть роль в его жизни позднее, примерно в пять-семь лет, устанавливается связь между положительными сознанием и поведением. Эталоном в данный период является поведение старших и поэтому их оценка воспринимается ребенком, как очень важный фактор. Оценивая как положительный поступок ребенка, старшие помогают ему понять правильность его поведения, а показывая неудовольствие в связи с неприемлемым – демонстрируют негативную оценку и »разрушают» его.

Используя различные способы в оценке, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей, взрослые помогают дошкольнику в формировании правильного понимания отношений с окружающими.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.