Экологическое воспитание детей

Дети в 21 веке получают самое разнообразное развитие. Ускоряющийся темп жизни, компьютеры и огромное информационное пространство очень рано «выводит» детей во «взрослую жизнь». Детей дошкольного возраста обучают русскому языку и математике, иностранному языку и основам естественных наук, но вот вопросы экологии оказываются при этом на вторых ролях. Если раньше ребенок в первую очередь познавал тайны природы, то теперь как-то считается, что большого значения экологическое образование у малышей не имеет. Основной акцент все воспитательные методики отводят бережному отношению к природе. Получается, что знакомство ребенка с окружающим миром ограничивается знакомством в рядом животных и растений, но следует отметить, что этого явно недостаточно для экологического воспитания детей дошкольного возраста. К эмоциональному отношению к природе у ребенка должны добавляться знания. Они позволят значительно лучше воспитать у дошкольника ответственное отношение к окружающему миру, дадут понимание моральных норм и сориентируют в системе ценностей.

Экологическое воспитание детей

Задачей родителей в экологическом воспитании должны стать формирование у ребенка осознанного отношения к окружающей его природе, развитие интереса к растительному и животному миру. Ребенку под руководством взрослых нужно научиться навыкам безопасного поведения для себя и природы, ответственному отношению к тому, что находится вокруг. Дошкольника нужно научить наблюдать за природой и ее явлениями и понимать, что он сам есть часть этой природной системы. Он должен научиться предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей природной среде. Например, родители должны объяснить малышу опасность разжигания огня в лесу, рассказать о том, что нельзя подходить к птичьим гнездам, если вдруг ребенок найдет их в поле на даче. Нельзя из любопытства «гоняться» за змеями или брать в руки ежиков, рвать неизвестные ему растения и так далее.

Заинтересованность дошкольника животным и растительным миром необходимо удовлетворять. Это будет способствовать развитию его мировоззрения, но одновременно не стоит «отягощать» его знаниями, которые превышают умственный уровень развития ребенка. Главное в данном вопросе то, что информация не должна быть искаженной. Она необходима для формирования правильных представлений об окружающем мире у ребенка, и обязана иметь научно достоверный характер. Например, дошкольники зачастую уверены в тех знаниях, которые получают из мультфильмов и художественной литературы. Многие из них считают, что ежики питаются яблоками, как и в сказках, но на самом деле они насекомоядные. Или считают грибы растениями, а пауков – насекомыми, что также не является научными фактами.

Знания ребенка, почерпнутые им из рассказов взрослых, необходимо подкреплять практической деятельностью. Сейчас большинство семей стремится иметь дом или дачу за городом, в той или иной форме родители занимаются посадками растений. Очень хорошо, когда ребенок помогает им в работе, смотрит что появляется в результате его действий. Эта деятельность формирует у дошкольника основы знаний об окружающем мире растений. Значительным плюсом в экологическом образовании малыша будет уход за домашними животными. Особенно, если это не только традиционный друг семьи – домашний любимец, но и, например, живущие на участке куры, гуси, кролики или пчелы. Формирование экологической культуры поможет ребенку в дальнейшем осознавать более сложные категории понятий в науке, искусстве, практической деятельности.

Дети и окружающая среда – это еще один из немаловажных вопросов, которые должны учитывать взрослые при воспитании полноценной личности.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.