Дети и толерантность отношений

Вопрос о толерантности в отношениях дошкольников является одним из важных. Если рассмотреть сам термин »толерантность», то можно увидеть, что речь идёт о терпимом отношении к чужим мнениям, особенностям поведения и вероисповеданию. С древнейших времён это понятие рассматривается как гарантия мирного сосуществования и братских взаимоотношений. Если перевести это слово на русский язык, то получится значение »терпимость» или »терпение», что предполагает великодушие, снисходительность, милосердие. И на сегодняшний день задача по воспитанию толерантности у дошкольников стоит на государственном уровне. Это связано с необходимостью научить их строить лояльные взаимоотношения с другими людьми, какой бы национальности они ни были, какой веры и жизненных взглядов ни придерживались.

Дети и толерантность отношений

Чем же проявляется это понятие в отношениях маленьких детей? К четырем годам круг общения детей значительно расширяется. Сталкиваясь с другими людьми, ребенок формирует своё отношение к ним, все начинается с проявления обычных общечеловеческих чувств. Дошкольник в силу своей детской непосредственности, небольшого жизненного опыта, непонимания понятия тактичности и других факторов может вести себя »неправильно» с точки зрения взрослого человека. Он может передразнивать, смеяться над недостатками или ошибками других и так далее. Но это как раз тот возрастной период, когда ребёнок учится пониманию и осознает окружающий мир. В это время в его отношения закладывается понимание моральных ценностей и мировоззрение. Дошкольник учится общаться с детьми и взрослыми, вне зависимости от их социального статуса.

Обычно это происходит в игре, как и все другое обучение в этот жизненный период ребёнка. Если у ребёнка есть возможность общаться с представителями других культур или в обстоятельствах, где может проявляться его терпимость, то это происходит как бы само собой. Однако, не всем дошкольникам доступно такое общение. В этом случае помочь ему научиться взаимодействию со сверстниками и учиться толерантности в общении является задачей старших. Если ребёнок посещает детский сад, то на занятиях физкультурой он может познакомиться с играми других народов. Занимаясь музыкой, дошкольник узнает о песнях и танцах, которые есть в мировой культуре. Читая ребёнку сказки народов мира, взрослые знакомят его не только с человеческими ценностями, но и различием культур. Знакомство с театром, выставки, посещение национальных праздников позволяют детям понять, как разнообразен мир вокруг них.

Очень важным моментом является и личное отношение ребёнка к сверстнику и его особенностям. Здесь также важна роль взрослых, способных объяснить причины различий и показать дошкольнику возможные варианты решения вопросов отношений между детьми, научить понимать настроение других. Понимая связь толерантного отношения между людьми и жизненными ситуациями, старшие могут привить эти принципы ребёнку. Обсуждая с ним примеры из его жизни или ситуации с друзьями, показывая на личном примере необходимые качества, родители и педагоги формируют у ребёнка систему лояльных отношений к окружающим. Постепенно проигрывая различные ситуации, малыш учится сопереживать сверстникам и взрослым.

Дошкольник, к которому проявляют уважение, интерес к его личности, его мнению и позиции, воспринимает другого, как личность, достойную уважения. Актуальность вопроса проявления терпимости в среде детей связана с тем, что именно в детстве закладываются основы понимания высших ценностей – жизни человека и гуманизма. Именно этот фундамент позволит ребёнку в дальнейшем строить межличностные отношения, а также взаимодействовать с другими на социальном и даже международном уровне.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.